Образовательные стандарты и требования
Образовательные стандарты и требования
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал возможным реализацию федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС)– это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. http://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/
Что изменилось в работе дошкольных образовательных учреждений?
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру. Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Целевые ориентиры являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Дошкольное образование - это уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости. Стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. Новый стандарт представляется как уникальное соглашение между семьей и государством. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования. В первую очередь, это:
·Расширение возможности развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;
·Обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;
·Минимизация рисков кризисов возрастного развития ребенка при переходе от дошкольного детства к начальной школе;
·Приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям видов деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
·Развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
·Развитие вариативных образовательных программ поддерживающих социокультурное разнообразие детства;
·Разработка нормативов условий, обеспечивающих общую организацию содействия детей и взрослых в дошкольном детстве;
·Соблюдение прав ребенка, родителей и других участников образовательных отношений.
Что такое «образовательный стандарт» для дошкольников?
Стандарт дошкольного детства – это определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда. Следовательно, были разработаны линии взаимодействия между родителями, обществом, педагогами и главными участниками, которые должны быть обречены на выигрыш - детьми. Стандарт и выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства. Ключевая установка стандарта дошкольного детства - это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Стандарт может быть разнообразным?
Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. В нем будут заложены условия и программы развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов. В результате его внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом.
Стандарт дошкольного образования обеспечит одинаковую для всех подготовку к первому классу?
Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Дети должны подойти такими, чтобы они чувствовали себя в первом классе уверенно. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какие нормы через стандарт заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления д
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
- Министерство просвещения Российской Федерации